Георгий Михайлович Чачба – сын последнего владетеля Абхазии скончался 19 февраля 1918г. В тот день, когда происходила терроризирующая жителей бомбардировка Сухума, и когда население в паническом страхе бежало из города; возле, умирающего старца под страхом расстрела оставалась единственная племянница. Похороны этого очень знаменитого не только в Абхазии, но во всей Грузии человека, выдающегося по своим способностям, рыцарским свойствам и не поддельной, искренней, бескорыстной любви к родине, оставались незамеченным населению Сухума. Во время бомбардировки гидропланов и страстной пальбы между красногвардейцами и взбунтовавшейся ротой большевиков, тело покойного было вывезено близкими в с.Моквы и там при большом стечении абхазцев предано земле в фамильном склепе. Очень интересна биография этого мученика русского режима, но, к сожалению пока не имеется возможности дать полные сведения об его жизни. Георгий Михайлович по своей выдающейся способности и природным дарам, мог сделать блестящую карьеру, если бы захотел приноровиться к придворным порядкам и требованиям; но он, как рыцарь, всегда с негодованием и презрением отвергал все те компромиссы, ценою которых доставались почести и привилегии от бывшего самодержавного дома Романовых. В то время как наследников других владетелей за преданность престолу, покорность и принижение перед царским правительством награждали, и имениями, и чинами, и орденами, Георгия Михайловича как неблагонадежного революционера всегда держали в опале. Лишили его всего наследственного имущества, которое частями раздали тем чиновникам, которые преследовали и его, и абхазский народ. Когда разнузданность и грубый произвол русских чиновников, управляющих в первое время, по присоединении Абхазии дошли до крайних пределов и абхазы восстали против невыносимой системы управления, Георгий резко и явно осуждал политику правительства, советовал переменить тактику, относиться с уважением к традициям народа. Они не только не послушались его, но когда представителя русской власти, оскорбляющего абхаз, применявшего к ним телесные наказания – Коньяра убили – Георгия Михайловича, как интеллектуального участника мятежа сослали в Оренбург. Лишь потом, по расследовании, его признали не виновным и вернули из ссылки, но до 1905г. не разрешили ему постоянно проживать на родине в Абхазии. Когда Александр 3 приехал в Кутаис, Георгия вместе с другими революционерами, опасными для пребывания царя в городе выслали из пределов губернии. Георгий Михайлович тогда имел звание флигель адъютанта и он написал государю письмо, в котором заявлял, что «раз царское правительство настолько мне не доверяет, что в том городе, куда прибывает император мое присутствие считает опасным, я не нахожу нужным носить флигель адъютантское звание». Вообще Георгий Михайлович высоко держал знамя не только своего достоинства, но и чести своего народа. К сожалению, и судьба, и народ всегда, и при жизни и при смерти жестоко и бессердечно относились к этому последнему могикану из ушедших со сцены нашей жизни рыцарей. Накануне смерти Георгий Михайлович писал обращение к абхазскому народу, в котором умолял его не увлекаться несбыточными обещаниями, не выпускать из рук той свободы, которая досталась им ценою больших жертв и неисчислимого потока крови ради прежних поколений. Письмо это незакончено, но считается нужным для сведения абхазцев опубликовать его: Предсмертное обращение к абхазскому народу Георгия Михайловича Чачба Братья Абхазцы! Наши отцы, дяди и братья боролись, страдали и умирали за честь и свободу родины. Их гордая свободная душа не могла и не хотела подчиниться угнетательной системе русской власти; не могла допустить попрания их обычаев и традиций, освященных веками, и они с оружием в руках восстали против могущественной тогда России. Многие из них приняли смерть в этой борьбе за родную Абхазию, тысячи их томились в холодной Сибири и России, а много десятков тысяч, отчаявшись в неравной борьбе, ушли в Турцию, но не преклонили перед насильниками свою гордую честную голову. Так наши предки отстаивали свободу и независимость Родины. Теперь эта желанная свобода, наконец, настала для нас, их сынов. Она пришла к нам неожиданно, без борьбы, без нашей крови – ее послала судьба. Абхазцы! Могилы наших отцов и муки наших братьев на чужбине повелевают нам удержать эту свободу, укрепить ее! Неужели мы не достойны наших отцов? Сплотимся все в одну родную семью – нашей Абхазии угрожает опасность! Пошли по всей России, а оттуда и по Кавказу люди, выставляющие себя вожаками интересов народа, а потому они проповедуют равенство всех людей во всех правах, в том числе и состояния, что нет нигде, во всем свете и не может быть. Люди эти возбуждая менее состоятельных людей, против, более состоятельных, рабочих против хозяев, производят такую подтасовку в общественной жизни, что нарушается весь исторический уклад народов. Результат такой пропаганды мы ясно видим в России. Это могущественное государство совершенно развалилось, дошло до полного изнурения и самоуничтожения. Что же может случиться с нашей маленькой Абхазией, если эта проповедь распространится среди нас! Эти проповедники приведут к тому, что сын перестанет почитать родителей, брат станет ссориться с братом, сосед будет ненавидеть соседа, не будет ни старших, ни младших, пропадут обычаи, нравы и традиции, которыми Абхазы прославились как самый благородный, достойный народ на всем Кавказе, все мы обеднеем и не останется ни одного дома, где бы десять человек могли собраться, а мы абхазы растворимся между другими народами и потеряем нашу родину. Вот что нас ждет! А кто эти проповедники? Книжные мальчишки, не считающиеся ни с историей и культурой своего народа, ни с законами, на которых держится весь мир, и хотят ввести то, что они вычитали в нескольких книжках, не имеющих никакой почвы для нашей страны. БРАТЬЯ АБХАЗЦЫ! Нет среди нас ни богачей, ни бедняков – у всех есть средний достаток и все мы абхазцы, дворяне, князья и крестьяне – родные братья – сыны родной нашей матери Абхазии. Не будем друг другу завидовать! Зависть самое злое внушение дьявола! Протянем друг другу руку на братский союз с клятвой идти всем вместе рядом, плечо к плечу, как наши отцы, наших адатов, за сохранение нашей родины. Чтобы сохранить Абхазию в целости нам нужно держаться традиций нашей страны, ибо всякий народ, который пожелает жить без традиций – погибнет. Георгий Чачба. Сухум, 18 февраля 1918г. Примечание /Шервашидзе – грузинская форма фамилии абхазских владетельных князей Чачба, утвердившаяся в письменной традиции Грузии с позднего средневековья/.
Источник: http://abhaziy.narod.ru/shashba.html |