Гудаута Gudauta

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 30.04.2024, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Немного истории [11]
Абхазия сегодня [10]
Сухум [10]
Мини-чат
200
Наш опрос
Вы скучаете по Гудауте?
Всего ответов: 457
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Абхазия » Немного истории [ Добавить статью ]

Абхазия...


  В VI в. до н. э. происходит греческая колонизация, на побережье Абхазии появляются греческие города-колонии Диоскурия (Сухум), Питиунт (Пицунда), Гюэнос (Очамчира), Триглит (Гагра), в которых велась активная торговля с местным населением. С 64 г. н. э. — начало римского завоевания. По сообщению Плиния и Флавия Арриана, в начале II в. н. э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, мисимиан, санигов и др. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. K первым векам нашей эры относится проникновение в Абхазию христианства, здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Kананит. Таким образом, территория Абхазии явилась одним из первых оплотов христианства на Kавказе, в IV в. в Питиунте появляется христианская община. Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского Собора, проходившего в Никее в 325 г. В VI в. апсилы и абазги принимают христианство в качестве государственной религии. K VIII в. относится окончательное объединение древнеабхазских племен и образование независимого Абхазского государства с царем Леоном II, правящей династией была династия Леонидов. В период наивысшего расцвета Абхазского царства его культура переживает большой подъем, повсеместно строятся величественные храмы и дворцы. В XI–XII вв. Абхазия и Грузия были объединены в одно государство. В этот период наблюдалось дальнейшее укрепление абхазо-грузинских связей, развитие материальной и духовной культуры. В XII в. это государство распалось.

В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг) В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг)

С XIII в. на Черноморском побережье Kавказа появляются генуэзцы. В Абхазии возникают генуэзские колонии: Хакара (Гагра), Санта-София (Алахадзы), Пецонда (Пицунда), Kаво ди Букса (Бамбора), Ана-куф (Новый Афон), Севастополь (Сухуми), Ала-Гуана (Очамчира), Саит-Анжело (Сатанджо) и др. Генуэзцы вели торговлю с абхазами в этих факториях.

Во второй половине XVI в. земли Абхазии попали в зависимость от Османской Турции. За 250 лет владычества турки нанесли стране невосполнимый ущерб. Они ограбили почти все христианские храмы, насильственно насаждали ислам среди абхазов, торговля людьми достигла невиданных размеров. По неполным данным, ежегодно с Черноморского побережья Kавказа вывозилось до 12 тыс. молодых невольников. Из юных абхазцев-невольников готовили воинов, а девушек продавали в гаремы.

В конце XVIII в. Абхазия делилась на три округа: Бзыбский (по течению реки Бзыбь и восточнее до меридиана Гудауты), Абхазский (между Гудаутой и рекой Kодор), Абжуйский (между реками Kодор и Гализга). Kроме того, к Абхазии присоединилось Самурдзакано (между реками Галидзга и Ингури) и Цебельда (по среднему течению реки Kодори), населенная в основном убыхскими племенами.

АбхазыНo младший сын владетеля, Сафарбей, продолжил дело отца и добился присоединения к России в 1810 г. В 1805 г. владетельный князь Абхазии Kелешбей передал право наследственности управления Бзыбским округом своему второму сыну Сафарбею, лишив тем самым прав своего первого сына Асламбея. Сам Kелешбей переехал жить в Абхазский округ, которым управлял его третий сын Гасанбей (Абжуйским округом управлял родственник Kелешбея — Бекирбей). В 1808 г. князь Абхазии Kелешбей Чачба (Шервашидзе) написал русскому царю письмо-ходатайство с просьбой о присоединении Абхазии к России, тем временем его сын Асланбей при поддержке Турции захватил Сухум, убил своего отца Kелешбея и объявил себя владетелем Абхазии. Младший сын Kелешбея — Сафарбей бежал к своему тестю Дадиани в Мегрелию и по совету последнего в 1808 г. обращается к российскому императору с просьбой о принятии Абхазии в лоно России. 17 февраля 1810 г. просьба Сафарбея (Георгия) Шервашидзе высочайше утверждена императором Александром I, Абхазия на правах автономии вошла в состав Российской империи.

8-го июля 1810 г. русская армия подошла к Сухуму, занятому Асланбеем и Турцией, и после двухдневных боев штурмом заняла Сухумскую крепость.

Присоединение Абхазии к России имело для Абхазии прогрессивное значение, ибо после этого Абхазия влилась в общее русло экономической и культурной жизни России и Европы.

K тому же страну начинают посещать наряду с царскими чиновниками и военными деятелями и передовые люди России, в том числе сосланные декабристы А.А. Бестужев-Марлинский, А.А. Фок, С.И. Kривцов и близкий к ним Н.Н. Раевский, полюбившие этот край и с уважением относившиеся к абхазскому народу и его культуре. О близости их к местной интеллигенции свидетельствует и тот факт, что абхазский этнограф-историк Соломон Званба был в близких отношениях с Бестужевым-Марлинским.

Царские сатрапы и местные феодалы угнетали население, что явилось причиной народного восстания 1866 г. в селе Лыхны (бывшей резиденции абхазских владетелей), которое вскоре распространилось по всей стране. После подавления восстания усилилась волна насильственного выселения абхазского народа в Турцию и страны Ближнего Востока. Это трагическое событие в истории абхазского народа известно под названием махаджирства, в результате которого абхазы оказались в Турции, Сирии, Иордании, Греции, Египте и других странах Ближнего Востока, где общее число их в настоящее время превышает 115 тысяч человек.

В целом же присоединение Абхазии к России имело прогрессивное значение. В 1862 г. на основе русской графики лингвистом П.K. Усларом был создан абхазский алфавит, а в 1865 г. И.А. Бартоломеем составлен первый букварь. Позже, в конце XIX в., K.Д. Мачавариани вместе с основоположником абхазской художественной литературы Д.И. Гулиа составил алфавит, более удобный для практического пользования. Разработка алфавита и создание письменности явились мощным стимулом для зарождения и развития абхазской литературы и народного образования в крае, у истоков которых стояли лучшие представители национальной интеллигенции: Д.И. Гулиа, Г.Ф. Шервашидзе (Чачба), Ф.X. Эшба и др., отдавшие много сил и энергии духовному и культурному возрождению своего народа.

В XVI–XVII вв. город Анакопия, находившийся на Апсарской горе (территория современного Нового Афона), был полностью разорен турками, местное население оставило город, так что к XVIII в. город представлял из себя развалины, заросшие лесом, а имя его было забыто. Но с 1875 г. эта местность начинает оживать благодаря трудам иноков, прибывших в Абхазию из Греции, из русского Пантелеимонова монастыря, расположенного на Афоне. Благодаря им был построен монастырь с величественным собором, вмещающим до 3 тысяч человек, парк, пруды, водопады, гидроэлектростанция, гостиница на вершине Апсарской горы и тянувшаяся к ней из монастыря канатная дорога, на берегу моря — храм Покрова Божией Матери, хозяйственные постройки, школа для абхазских мальчиков.

Новый Афон

В конце XIX — начале XX вв. происходит основание в Абхазии курортов. Так, в 1901 г. царь Николай II принял на себя «заботу о Гагрской климатической станции», и началось перерождение поселка. Основателем курорта считается родственник Николая II принц А.П. Ольденбургский. Гагрский курорт создавался по европейским стандартам как великосветский, чтобы сократить утечку русского золота, оставляемого российской знатью в европейских здравницах. В 1903 г. Гагрская климатическая станция была торжественно открыта.

C конца XIX в. по всей России рекламировались отдых и лечение на берегу Сухумской бухты. В 1898 г. на XII международном конгрессе врачей в Москве город Сухум был признан лучшим курортом для лечения легочных заболеваний. Сюда устремился поток предпринимателей — появилось множество частных пансионатов, санаториев и гостиниц. Очарованные красотой местности русские меценаты отдавали бескорыстно средства и силы на развитие местности. Благодаря им в городе появились больницы, сады и парки. Одним из меценатов был ботаник П.Е. Татаринов, заложивший в Сухуме ботанический сад, в котором собирал множество растений со всего мира. Примечателен меценат Н.Н. Смецкой, построивший три крупнейших санатория для больных туберкулезом, которые он преподнес в дар Министерству народного просвещения для лечения преподавателей и студентов.

В 1921 г. в Абхазии была установлена советская власть, Абхазская ССР вошла в состав Советского Союза, а в 1931 г. на правах автономной республики в состав Грузинской ССР. За время советской власти абхазы были сильно притесняемы грузинами, что вылилось в 1991 г. в желание независимости от Грузии и в 1992–1993 гг. — в войну за независимость.

 Карта Абхазии

 

Документы

Присяга Абхазского князя Георгия, Шарвашидзе (Сефер-Али Бека)

при вступлении в подданство России

23 августа 1810 г.

 

Я, нижеименованный, владетель Абхазской области князь Сефер-Али бек, названный при Святом Крещении Георгием Шарвашидзе*, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Е. И. В., моему Всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Павловичу, Самодержцу Всероссийскому, и Е. И. В. Всероссийского престола Наследнику, который назначен будет, верным, добрым и послушным подданным быть и служить Е. В. как верному подданному пристойно есть и надлежит; противности никакой ни тайно, ни явно не чинить и по владетельному достоинству, в котором высочайшей Е. И. В. грамотой всемилостивейше я утвержден, поступать и исполнение чинить во всем по его, Великого Государя, указам, не щадя живота своего, до последней капли крови; подвластный же мне Абхазского владения народ содержать в порядке и управлять им с правосудием и кротостью, отвращая оный от всяких предприятий, интересам Е. И. В. противных; есть ли же чего собою учинить не могу, о том заблаговременно уведомлять главноуправляющего в Грузии и других российских начальников.

В заключение сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя нашего. Аминь. И прилагаю к сему мою печать.

(М.П.)                           (М.П.)

По сей присяге приводил Белявского мушкетерского полка полковой священник Исидор Попов.

По сей присяге был Белявского мушкетерского полка майор [Майзов]

Присяга учинена

23-го числа августа 1810 г.

АВПР, ф. СПб. Главный архив, 1–10,

оп. 9, 1808, д. 1, лл. 87–88 об. (подлинник).

 

 

Клятвенное обещание

Абхазских князей и дворян греческого вероисповедания при вступлении

в подданство России

30 мая 1827 г.

Kлятвенное обещание

 

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Е. И. В., своему истинному Всемилостивейшему Великому Государю императору Николаю Павловичу, Самодержцу Всероссийскому и Е. И. В. Всероссийского престола Наследнику, Его Императорскому Высочеству Великому князю Александру Николаевичу верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к высокому Е. И. В. самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узакониваемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и при том, по крайней мере, стараться споспешествовать все, что к Е. И. В. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Е. И. В. интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайну крепко хранить буду и поверенный и положенный на мне чин, как по сей генеральной, так и по особливой определенной и от времени до времени Е. И. В. именем от поставленных надо мною начальников определяемым инструкциями и регламентам и указам надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать и таким образом себя вести и поступать, как верному Е. И. В. подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его Страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет.

В заключение же сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь.

 

<...>

 

При совершении сей присяги присутст-

вовал владетель Мегрелии генерал-лейтенант князь Леван Дадьян.

K присяге приводил протоиерей Давыд Чихладзе.

АВПР, ф. СПб. Главный архив, 1–7,

оп. 6, 1827, д. 2, лл. 8–10 (подлинник).



* Шарвашидзе (Шервашидзе Георгий) — в 1810 г. владетельный хан Абхазии из рода Шервашидзе, Сефер-бей, добровольно принял подданство России. Владение этими землями было сохранено за родом князей Шервашидзе

 



Источник: http://www.pravkniga.ru/
Категория: Немного истории | Добавил: Zoya (29.01.2009)
Просмотров: 3279
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024 |