Гудаута Gudauta

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Немного истории [11]
Абхазия сегодня [10]
Сухум [10]
Мини-чат
200
Наш опрос
Вы скучаете по Гудауте?
Всего ответов: 457
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Абхазия » Немного истории [ Добавить статью ]

Князь Александр Чачба /Шервашидзе/
<<Пусть я умру за твою свободу
Мать моя Абхазия!
Пусть я умру за твою свободу
Брат мой Абхаз!
Что смерть?
Свобода, Равенство и Братство
Вот три светлых знака,
Три звезды
Указывающие путь
Где жить, где умереть!>>


Александр Константинович Чачба /Шервашидзе/, его наследие и
эстетические взгляды и сегодня представляют большой интерес для
истории исскуства.
/Шервашидзе - грузинская форма фамилии абхазских владетельных князей
Чачба, утвердившаяся в письменной традиции Грузии с позднего
средневековья. Художник подписывал свои произведения как фамилией
Шервашидзе, так и Чачба/.
Работая сценографом в петербургских императорских театрах (1907-1918),
а за рубежом - в Русском балете С.П.Дягилева (1920-1929) и его
преемников (1929-1948), А.К.Чачба всю свою жизнь посвятил служению
гуманистическим идеалам. Созданные им живописные полотна, графические
листы, многочисленные эскизы декораций, костюмов к театральным
постановкам и художественные статьи характеризуют его как выдающегося
деятеля культуры 20 века.

Александр Константинович Чачба /Шервашидзе/ сын князя Константина
Чачбы, младшего сына последнего из владетелей Абхазии Георгия
Михайловича Чачбы /Шервашидзе/, при котором в 1810 г Абхазия вошла в
состав Российской империи.
Долгим и тернистым был путь Александра Чачбы в искусство. Родители его
рано разошлись. Он с братом Владимиром (1875-1937) остались с отцом.
В 832 г. его отец Константин Георгиевич, выпускник Петербургского
Пажеского корпуса, был арестован за активное участие в дворянском
заговоре, выражавшем протест, против колониальной политики царизма на
Кавказе и переведен на службу в Россию. После известного восстания
абхазского народа в 1866 г., направленного против произвола царского
самодержавия в Абхазии, К.Г.Чачбе, как и некоторым другим членам
абхазского владетельного дома, было запрещено возвращаться на Родину.
До конца своих дней он находился под строгим секретным надзором, жил в
стесненных материальных условиях.
В начале 1860 гг. Константин Георгиевич в чине майора подал в
отставку, женился на дочери учителя-француза, пианистке Н. М.Даплуа и
переехал в Феодосию на постоянное место жительство, т.к. въезд в
Абхазию ему был запрещен. Здесь 24/12/ декабря 1867г. родился будущий
художник.
До 10 лет Александр учился дома, а затем был определен в Нижегородский
кадетский корпус. Но военная карьера ему была не по душе, он неохотно
учился и больше увлекался скрипичной музыкой. Кончина долго болевшего
отца (1883г.), к которому он был очень привязан, <<подействовала на
маленького Александра крайне неблагоприятно, он, по свойственному ему
восточному темпераменту, стал крайне раздражителен, нервен, вследствие
того, без интересен к наукам>>, - отмечал его опекун. Мальчик был
исключен из 6-го класса кадетского корпуса за неуспеваемость.
Оказавшись в одиночестве с неясными планами на будущее, он решил
поехать к матери, которая в это время жила в Киеве, будучи замужем за
преподавателем училища Н.П.Яковлевым. С помощью отчима Александра
приняли в 1887г. в 5-й класс Киевского реального училища. Он начал
брать уроки рисования у лауреата Петербургской Академии художеств
И.Ф.Селезнева и художника А.В.Прахова. Диплом об окончании реального
училища он получил, но работа его не привлекала. Мечтая продолжить
занятия живописью, он в течение двух лет настойчиво обращался с
ходатайствами в дирекцию Московского училища живописи, ваяния и
зодчества. В 1891г. его желание сбылось. Он был зачислен на отделение
живописи <<вольным посетителем>>, т.к. на стационар <<принимали только не
моложе 12-лет и не старше 18>>. Ему же шел тогда 24-й год.
Нехватка средств на взносы за учебу и стесненные материальные
обстоятельства не сломили его, он усердно и настойчиво занимается,
активно участвует в выставках учащихся города Москвы.
Преподаватели, заметившие одаренность ученика и его тягу к искусству,
советовали продолжать учебу во Франции. В 1894 г. он уехал в Париж
учиться живописи и, главное, рисованию.
В Париже он обучался в мастерской известного педагога Фернана Кормона.
В свободное от занятий время он посещал музеи, выставки, изучал работы
французских художников разных направлений. В Париже
художественно-литературный круг, в котором он вращался, был обширен:
А.Н.Толстой, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, В.Я.Брюсов,
К.Д.Бальмонт, М.А.Волошин, С.П.Яремич, Е.С.Кругликова,
Н.П.Рябушинский, В.Э.Борисов-Мусатов, И.Э.Грабарь, В.И.Альбицкий,
Н.А.Тархов, А.Г.Якимченко, французский поэт и критик Рене Гиль,
А.В.Гольштейн и др.
Для живописных и графических работ первого его творческого периода
(1893-1905) характерен настойчивый поиск ясности и выразительности
формы, а также стремление выявить оттенки внутреннего мира своего
героя, характер и индивидуальность. Это хорошо видно в таких его
работах, как <<Друзья>>, <<Ночь приближается>>, <<В саду>>, <<Портрет
незнакомки>> и особенно в <<Портрете жены>> - Е.В.Шервашидзе /урожденной
Падалка/. Это - изображение по плечи молодой женщины с поворотом
влево. В мягких переходах пастельных тонов едва проглядываются формы,
подчеркивая женственность и своеобразное обаяние образа. Слегка
вскинутая голова говорит о самостоятельности, воли, энергии этой
женщины.
Однако жизнь 38-летнего художника, была не из легких в материальном
смысле, вдобавок, беспощадная судьба отняла маленького сына Мишу.
Художник тяжело переживал, но, как свойственно абхазу, старался ничего
не показывать внешне. Но его душевная напряженность четко отразилась в
его замечательном <<Автопортрете>> (1905г.),
привлекшем всеобщее внимание на первой Выставке русских художников в
Париже (1906г.). Линии карандаша пластичны и свободны. В облике по
плечи изображенного мужчины отображена доброта благородство, однако
душевное состояние персонажа, выдает очень грустный взгляд темных
глаз.
О тогдашней невеселой жизни художника свидетельствует в своих
воспоминаниях о совместном отдыхе в Примеле А.Н.Бенуа, впоследствии
ставший большим другом
А.К.Чачба: <<...Из самых первых, кто после Бальмонтов последовал за нами
в Примель, был наш новый знакомый, необычайно милый и прелестный
человек, художник, князь
Александр Константинович Шервашидзе. Его род принадлежал к самой
достоверной и древней кавказской аристократии, а предки его были, как
говорят, даже царями Абхазии, но Александр хоть и был очень породист с
виду, однако, обладая весьма скудными средствами, вел жизнь более чем
скромную. Он был женат на особе прекрасных душевных качеств, умной и
образованной... И он, и она были настоящими бедняками...>>
Пока еще не выяснено, каким образом А.К.Чачба оказался в Петербурге,
но с 1906г. он живет здесь и по совету Головина <<принимает официальный
заказ от дирекции императорских театров:>> ...Предписываю поручить
художнику князю Александру Константиновичу Шервашидзе исполнение
декорации 2-й картины <<Фауст>> на казенном материале с уплатою ему за
означенную работу пятисот рублей...>> Затем последовали заказы на другие
декорации к той же опере. Работа эта продолжалась до середины 1908г.
Отныне он навсегда связал свою жизнь с театром. Здесь полностью
раскрылся его многогранный талант и творческая индивидуальность.
Вскоре он возглавил одну из императорских художественно-декорационных
мастерских. Появляются первые ученики, а эскизы декораций к опере Ш.
Гуно <<Фауст>> стали значительным достижением художника. Один из
одесских критиков справедливо писал <<реформу декоративного искусства,
произвели работы трех лучших декораторов нашего времени - К.Коровина,
А.Головина и князя К.Шервашидзе>>.
Важной вехой в его творчестве также стала художественная работа к
опере <<Тристан и Изольда>>, поставленная на сцене Мариинского театра
В.Э.Мейерхольдом. Работа над спектаклем <<Тяжба>> Н.В.Гоголя в
Александринском театре и <<Шут Тантрис>> драмы немецкого драматурга
Эрнста Хардта. Газета <<Обозрение театров>> сообщала: <<Постановка в
общем удалась Г.Г.Мейерхольду и кн.Шервашидзе. Последний дал
великолепные декорации и костюмы.>> <<Перед нами еще лишнее свдетельство
того, сколько строгости и красоты вносят настоящие художники в
театральные постановки>> - писал критик Ростиславов: <<Тристан>> и <<Шут
Тантрис>> упрочили за Чачбой репутацию вдумчивого, тонкого и
проницательного театрального художника. <<Благородный дышит вольно
только там, где благородное>>, - писал о нем Н.Н. Евреинов.
Художник также был активным членом выставок общества <<Мира искусства>>.
За 10 с лишним лет работы в петербургских театрах он дал новую жизнь,
новое дыхание более сорока спектаклям, имевшим грандиозный успех. В их
числе также оперы <<Миранда>> (Н.Казанли), <<Чудо роз>> (П. Шенк); балеты
<<Синяя борода>> (Ж.Оффенбах),
<<Царь Кандавл>> (Ч.Пуни), <<Талисман>> (Р.Дриго); драматические спектакли
<<Завтрак у предводителя>> (И.Тургенев), <<Гамлет>> (В.Шекспир), <<Невеста>>
(Г. Чулков), <<Тот, кто получает пощечины>> и <<Профессор Сторицын>>
(А.Толстой),
<<Горе от ума>> (А.Грибоедов) и мн.другие.
Самое деятельное участие художник принял во втором театральном сезоне
(1911-1912)
<<Старинного театра>>, организованного Н.Н. Евреиновым и Н.В.Дризеном в
1907г. Здесь он встретил друзей по <<Миру искусства>> Н.Рериха, И.
Билибина, Е.Лансере, В.Щуко, Н.Калмакова, которые тоже были приглашены
в новый театр. Здесь же он познакомился ближе с будущей второй своей
женой Н. Бутковской, известной актрисой <<Старинного театра>>. Здесь
Чачба оформил комедию Т.де Молина <<Благочестивая Марта>>.
Талант Чачба был многогранным - рисовальщик, график, иллюстратор
русских народных сказок. На <<Вечерах мод>> в грациозных костюмах,
сшитых по его эскизам, выступали знаменитые тогда петербургские
актрисы. В годы 1-мировой войны художник принимал участие в
благотворительных вечерах, юбилейных спектаклях, выставках и
худож.аукционах в пользу жертв войны, оказывал большую помощь
Н.Бутковской в ее издательском деле, где в целях пропаганды
произведений известных художников выходили иллюстрированные монографии
о Серове, Чюрленисе, Левитане и др..

*
Особое место в его многогранном творчестве также занимают статьи об
изобразительном искусстве, в частности с анализом выставок русских
художников в Париже. Они не многочисленны, но, тем не менее, для
дальнейшего исследования французского и русского искусств, статьи эти,
будут представлять большой интерес, т.к. многие наблюдения и
высказывания в них, и сейчас сохранили свою актуальность и остроту.
На одном дыхании написана им ст. <<Ван-Гог>>, посвященная 60-лет-ю со
дня рождения гениального голландца-постимпрессиониста, родоначальника
живописного экспрессионализма, глубоко выражая темперамент живописца и
плоды его творческого синтеза. Самого Ван-Гога, описывая, как - факел
в гуще космических лучей.
С такой же любовью написаны и остальные его статьи:
<<Письмо из Парижа. Салоны>>, <<Весенняя выставка в Париже>>, <<Осенний
салон>>, <<Александр Бенуа>>, <<Выставка Тархова>>, <<Выставка русского
художества в Париже>>, <<Жерж Сера>> и др.
О душе и человеческой исключительности А.Чачба в то время по
Петербургу ходило много легенд и анекдотов, сохранившихся до наших
дней в воспоминаниях современников: <<Князь А.Чачба-Шервашидзе, потомок
абхазских царей - воплощение того восточного рыцарского благородства,
которое в наше время почти сказочная редкость...>> - писал в 1922г.
Н.Н.Евреинов, один из популярных режиссеров и драматургов того
времени.
Уже после назначения на пост главного декоратора при Петроградских
гостеатрах, имея грандиозные планы относительно постановок, он
вынужден был оставить все и уехать в Абхазию:
Скончался его двоюродный брат, поэт, драматург, публицист и
общественный деятель Георгий Михайлович Чачба (1846-1918). Опустевший
дом нуждался в хозяине.
Но не только смерть брата стала причиной отъезда. От младшего брата,
борца за освобождение Абхазии, Владимира Чачба, он знал, что и в
Абхазии близится победа национально-освободительного движения.
Надеясь, что это даст независимость земле его предков, Абхазии, он
устремился туда, чтобы быть вместе с народом, быть причастным к
переустройству его жизни.
В Абхазии в это время политическая обстановка была напряженной. После
распада Российской империи и образования грузинского государства
власти Демократической Республики Грузия (1918-1921) всячески
препятствовали возрождению абхазской государственности, вплоть до
оккупации территории Абхазии>>.
Но несмтря на это, в Абхазии начался новый этап подвижнической
деятельности художника. Он сразу включился в работу Сухумского
артистического общества (САО),открыл театральные курсы, на которых
обучалась абхазская молодежь. К этой работе были привлечены поэт
В.В.Каменский и Н.Н.Евреинов, находившиеся тогда в Сухуме. За короткий
срок, совместно с местными любителями, было осуществлено несколько
театральных постановок, и инсценировка абхазской народной песни
<<Раненный в сердце>>. Все декорации и эскизы костюмов были выполнены
А.Чачбой.
Известный абхазский писатель Михаил Лакрба позднее писал об этом спектакле:
<<Старики - Сухумцы до сих пор помнят чудесную декорацию к <<Раненному в
сердце>> - красочный живительный абхазский пейзаж. Постановка спектакля
была осуществлена лично по сценарному плану самого А.Чачбы. О
постановке были большие овации благодарных зрителей и очень много
положительных отзывов в сухумской прессе.
В здании бывшей Сухумской женской гимназии, художнику с трудом удалось
открыть первую детскую худ-ю студию, где он вел уроки рисования, а в
свободное время читал лекции по истории искусств в Сухуме и в
Закавказских крупных городах.
Дневниковые записи художника показывают, что он был убежден в
необходимости издания литературы на родном абхазском языке, учебников,
словарей, народного календаря, истории Абхазии, в необходимости
переводов на абхазский язык классиков русской и мировой литературы.
Для успешного проведения просветительской работы он стремился
объединить усилия деятелей культуры Абхазии и ученых с мировым именем,
таких как Н.Я.Марр и И.А.Орбели, содействовал сотрудничеству
основоположника абхазской литературы Д.И.Гулиа и Н.Я.Марра.
По воспоминаниям современников, художник в те годы создал много
живописных и графических портретов абхазов, писал пейзажи чарующей
природы. Эти работы, как и другие исторические ценности, погибли во
время меньшевистских погромов. Тяжелая политическая обстановка
вынудила А.К.Чачба покинуть родину.
Брат его, борец за свободу Абхазии, Владимир Чачба вместе с другими
патриотами Абхазии был заключен в Метехскую тюрьму в Тбилиси. Художник
выступил в защиту заключенных с протестом.
Н.Н.Евреинов позже писал: <<Александр Константинович бежал из Грузии от
меньшевиков, теснивших его друзей абхазов, ныне большевиков, причем
его провожал в Батуми сам т.Лакоба - нынешний председатель совнаркома
Абхазии>>.
Художник с болью в сердце направился из Батума в Крым, остановился в
Коктебеле у своего друга М.А.Волошина, чтобы навещать своих детей,
которые в то время жили со своей матерью в Феодосии.
Здесь же он неожиданно получает приглашение С.П.Дягилева, в то время
проводившего вторую антепризу <<Русского балета>> в Лондонском театре
Ковент-Гарден. После некоторых раздумий он принимает приглашение и
едет с Н.И.Бутковской в Англию. Так он оказался навсегда оторванным от
Родины. Отныне он свою творческую жизнь связал с русским балетом за
рубежом, в основном во Франции - на родине его матери.
Заграничный период жизни художника был напряженным, он продолжал
усиленно работать в различных жанрах изобразительного искусства: в
жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, работа в Дягилевской балетной
труппе. В Париже он сближается с Пикассо, Браком, Дереном, с
художниками по его выражению <<нового направления>>. Это было не просто
знакомство, но и творческое содружество.
В <<Словаре современного балета>>, вышедшем в 1957г., говорилось: <<Роль
князя Чачба-Шервашидзе в декорации современного балета гораздо более
значительна, чем это полагают. При всей своей скромности, он был
ценным работником русских балетов, так как без него декорационные
дерзания, к которым стремился и требовал Дягилев от художников, не
могли бы достигнуть того высокого уровня и качеств, которые были им
свойственны>>.
<<Князь Чачба-Шервашидзе был чрезвычайно талантливым и искусным
художником-декоратором Дягилева, и он по праву стал знаменитым в этой
области>>, - писал, один из виднейших английских балетных критиков того
времени, Р.Бакл.
Художником были созданы эскизы декораций и костюмов к таким
произведениям, шедшим в разных театрах крупных городов Европы и
Америки, как:
<<Триумф Нептуна>>, <<Прометей>>, <<Ромео и Джульета>>, <<Лебединое озеро>>,
<<Шота Руставели>> и др. К таким спектаклям, как:
<<Женитьба>>, <<Ревизор>> Н.В.Гоголя, <<Веселая смерть>> Н.Н.Евреинова,
<<Месяц в деревне>> И.С.Тургенева и др.
Выдающийся балетный танцовщик и хореограф ХХ в. Серж Лифарь в
дарственной надписи на каталоге выставки, в Париже, состоявшейся в
1972г. оставил отзыв (надпись адресована жене Н.Н.Евреинова,
А.А.Кашиной): <<На память о художнике Шервашидзе - непревзойденном
исполнителе театральных полотен и художественных замыслов <<русских
балетов Дягилева>> - соучастнике художественно-театральной революции на
Западе>>.
После смерти супруги Н.И. Бутковской в 1948г., Александр
Константинович двадцать лет
прожил один в тяжелых материальных условиях. Он писал дочери в Сухум:
<<... Я думал о работе, очень мало о себе, поэтому, когда закончилась моя
карьера декоратора, я оказался без средств...>> (21 августа 1958г.).

*
Художник, проживший свыше ста лет, скончался 17 августа 1968г. в
пансионе для престарелых в Монако и был похоронен в Ницце на русском
кладбище.
Многие годы, находясь вдали от Родины, Александр Чачба никогда не забывал о ней.
Из его писем видно, как заинтересовано следил он за жизнью своей
страны, за ее культурными достижениями. А самое главное, несмотря на
то, что он нуждался материально, не продал свои работы, а завещал их
Родине. И действительно, в 1958г, он прислал в дар своей Родине -
Абхазии, около 500 работ и надеялся, что это откроет путь к
возвращению. Однако увидеть родную землю, ему не было суждено. Только
12 мая 1985г., осуществилась его мечта:
В столице Абхазии - Сухум, в торжественной обстановке состоялось
перезахоронение выдающегося сына народа А.К Чачбы, вновь обретшего
свою Родину - Апсны. Но на сей раз - навсегда!

/Боча Аджинджал, чл. Союза художников Республики Абхазия и РФ/



<<В 7, 8, 9 в.в. Абхазией правили цари, которых только имена остались в
истории. Многие памятники, храмы и строения, существующие доныне в
Имеретии, Мингрелии, Гурии некоторые в целости, другие в развалинах,
вероятно принадлежат этой эпохе>>.
/Из записной книжки/


<<Вместо заботы об Абхазии вижу всех князей и дворян в Сухуме,
занимающихся коммерческими делами в городе. Нужно думать о Родине
прежде всего. Богатство Родины - Ваше богатство. Образование
техническое прежде всего, но с первого шага - дисциплина духа. Прежде
у нас в Абхазии в душевный мир детей, прежде всего вливался культ
Родины. Были крепкие, стойкие люди. Мне чрезвычайно грустно, когда
думаю о том, что может исчезнуть все то, что так дорого ценишь в
абхазцах, вообще в горцах наших. Я представляю себе их, стройных,
ловких, очень выносливых, с большим достоинством, молчаливых,
умеренных во всем, стойких и твердых... Приезжающие из глухих горных сел
мне милее сухумцев. В них еще много того, что описано Толстым в
<<Хаджи-Мурате>>, что так дорого, что прекрасно и заставляет с радостью
сказать громко:
<<Я горец, я абхаз!>>
/04.09.1917г., у Георгия в Сухуме, /из записной книжки/.

Источник: http://abhaziy.narod.ru/aleksandr html
Категория: Немного истории | Добавил: Zoya (30.10.2009)
Просмотров: 1594
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024 |