Гудаута Gudauta

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 24.04.2024, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Немного истории [11]
Абхазия сегодня [10]
Сухум [10]
Мини-чат
200
Наш опрос
Вы скучаете по Гудауте?
Всего ответов: 457
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Абхазия » Немного истории [ Добавить статью ]

Георгий Михайлович Чачба /Шервашидзе/
Георгий Михайлович Чачба – сын последнего владетеля Абхазии скончался 19 февраля 1918г. В тот день, когда происходила терроризирующая жителей бомбардировка Сухума, и когда население в паническом страхе бежало из города; возле, умирающего старца под страхом расстрела оставалась единственная племянница.
Похороны этого очень знаменитого не только в Абхазии, но во всей Грузии человека, выдающегося по своим способностям, рыцарским свойствам и не поддельной, искренней, бескорыстной любви к родине, оставались незамеченным населению Сухума.
Во время бомбардировки гидропланов и страстной пальбы между красногвардейцами и взбунтовавшейся ротой большевиков, тело покойного было вывезено близкими в с.Моквы и там при большом стечении абхазцев предано земле в фамильном склепе.
Очень интересна биография этого мученика русского режима, но, к сожалению пока не имеется возможности дать полные сведения об его жизни.
Георгий Михайлович по своей выдающейся способности и природным дарам, мог сделать блестящую карьеру, если бы захотел приноровиться к придворным порядкам и требованиям; но он, как рыцарь, всегда с негодованием и презрением отвергал все те компромиссы, ценою которых доставались почести и привилегии от бывшего самодержавного дома Романовых.
В то время как наследников других владетелей за преданность престолу, покорность и принижение перед царским правительством награждали, и имениями, и чинами, и орденами, Георгия Михайловича как неблагонадежного революционера всегда держали в опале. Лишили его всего наследственного имущества, которое частями раздали тем чиновникам, которые преследовали и его, и абхазский народ.
Когда разнузданность и грубый произвол русских чиновников, управляющих в первое время, по присоединении Абхазии дошли до крайних пределов и абхазы восстали против
невыносимой системы управления, Георгий резко и явно осуждал политику правительства, советовал переменить тактику, относиться с уважением к традициям народа. Они не только не послушались его, но когда представителя русской власти, оскорбляющего абхаз, применявшего к ним телесные наказания – Коньяра убили – Георгия Михайловича, как интеллектуального участника мятежа сослали в Оренбург. Лишь потом, по расследовании, его признали не виновным и вернули из ссылки, но до 1905г. не разрешили ему постоянно проживать на родине в Абхазии.
Когда Александр 3 приехал в Кутаис, Георгия вместе с другими революционерами, опасными для пребывания царя в городе выслали из пределов губернии.
Георгий Михайлович тогда имел звание флигель адъютанта и он написал государю письмо, в котором заявлял, что «раз царское правительство настолько мне не доверяет, что в том городе, куда прибывает император мое присутствие считает опасным, я не нахожу нужным носить флигель адъютантское звание».
Вообще Георгий Михайлович высоко держал знамя не только своего достоинства, но и чести своего народа. К сожалению, и судьба, и народ всегда, и при жизни и при смерти жестоко и бессердечно относились к этому последнему могикану из ушедших со сцены нашей жизни рыцарей.
Накануне смерти Георгий Михайлович писал обращение к абхазскому народу, в котором умолял его не увлекаться несбыточными обещаниями, не выпускать из рук той свободы, которая досталась им ценою больших жертв и неисчислимого потока крови ради прежних поколений. Письмо это незакончено, но считается нужным для сведения абхазцев опубликовать его:

Предсмертное обращение к абхазскому народу Георгия Михайловича Чачба
Братья Абхазцы!
Наши отцы, дяди и братья боролись, страдали и умирали за честь и свободу родины.
Их гордая свободная душа не могла и не хотела подчиниться угнетательной системе русской власти; не могла допустить попрания их обычаев и традиций, освященных веками, и они с оружием в руках восстали против могущественной тогда России.
Многие из них приняли смерть в этой борьбе за родную Абхазию, тысячи их томились в холодной Сибири и России, а много десятков тысяч, отчаявшись в неравной борьбе, ушли в Турцию, но не преклонили перед насильниками свою гордую честную голову.
Так наши предки отстаивали свободу и независимость Родины.
Теперь эта желанная свобода, наконец, настала для нас, их сынов. Она пришла к нам неожиданно, без борьбы, без нашей крови – ее послала судьба.
Абхазцы! Могилы наших отцов и муки наших братьев на чужбине повелевают нам удержать эту свободу, укрепить ее! Неужели мы не достойны наших отцов?

Сплотимся все в одну родную семью – нашей Абхазии угрожает опасность!
Пошли по всей России, а оттуда и по Кавказу люди, выставляющие себя вожаками интересов народа, а потому они проповедуют равенство всех людей во всех правах, в том числе и состояния, что нет нигде, во всем свете и не может быть.
Люди эти возбуждая менее состоятельных людей, против, более состоятельных, рабочих против хозяев, производят такую подтасовку в общественной жизни, что нарушается весь исторический уклад народов.
Результат такой пропаганды мы ясно видим в России. Это могущественное государство совершенно развалилось, дошло до полного изнурения и самоуничтожения.
Что же может случиться с нашей маленькой Абхазией, если эта проповедь распространится среди нас!
Эти проповедники приведут к тому, что сын перестанет почитать родителей, брат станет ссориться с братом, сосед будет ненавидеть соседа, не будет ни старших, ни младших, пропадут обычаи, нравы и традиции, которыми Абхазы прославились как самый благородный, достойный народ на всем Кавказе, все мы обеднеем и не останется ни одного дома, где бы десять человек могли собраться, а мы абхазы растворимся между другими народами и потеряем нашу родину.
Вот что нас ждет!
А кто эти проповедники?
Книжные мальчишки, не считающиеся ни с историей и культурой своего народа, ни с законами, на которых держится весь мир, и хотят ввести то, что они вычитали в нескольких книжках, не имеющих никакой почвы для нашей страны.

БРАТЬЯ АБХАЗЦЫ!
Нет среди нас ни богачей, ни бедняков – у всех есть средний достаток и все мы абхазцы, дворяне, князья и крестьяне – родные братья – сыны родной нашей матери Абхазии.
Не будем друг другу завидовать!
Зависть самое злое внушение дьявола!
Протянем друг другу руку на братский союз с клятвой идти всем вместе рядом, плечо к плечу, как наши отцы, наших адатов, за сохранение нашей родины.
Чтобы сохранить Абхазию в целости нам нужно держаться традиций нашей страны, ибо всякий народ, который пожелает жить без традиций – погибнет.

Георгий Чачба. Сухум, 18 февраля 1918г.

Примечание /Шервашидзе – грузинская форма фамилии абхазских владетельных князей Чачба, утвердившаяся в письменной традиции Грузии с позднего средневековья/.



Источник: http://abhaziy.narod.ru/shashba html
Категория: Немного истории | Добавил: podrujka (30.10.2009)
Просмотров: 916
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024 |